Раз и навсегда разобраться в губных гармониках Seydel Söhne
Компанию Seydel Söhne основал в середине XIX века Кристиан Август Зайдель.
Его семья в течение двух столетий занималась горным делом. Но когда в 1830 году в Фогтланде, Саксония, добыча полезных ископаемых прекратилась, братья Иоганн Кристиан Зайдель и Кристиан Август Зайдель первыми в семье занялись изготовлением музыкальных инструментов. Оба стали сертифицированными производителями гармоник.
27 октября 1847 года Кристиан Август регистрирует свою фирму, и с этого момента начинается история Seydel Söhne. Название компании часто пишется как C.A.S.S., что является сокращением от «Cristian August Seydel Söhne».
Назвать эту историю неизменно триумфальной не получится. Компания росла и падала, оказывалась на грани банкротства и снова завоёвывала рынок. Но уже в 1870-х годах гармошки Зайдель стали продаваться в Северной Америке, а затем – и по всему миру. Последний серьёзный кризис компания пережила в 2004 году, когда буквально в последний момент удалось найти инвестора, который выкупил компанию и обеспечил возможность её развития на новом витке.
Сегодня Seydel Söhne – один из лидеров отрасли. Производство находится на своём старом месте в городе Клингенталь. Эти гармошки отмечены наградами и имеют свои уникальные преимущества. Знать о них нужно и полезно по многим причинам.
Отличие гармоник Seydel Söhne от других
Главное преимущество губных гармоник Seydel Söhne – это платы и язычки из нержавеющей стали.
Что такое платы и язычки, и почему важен их материал?
Плата – это металлическая пластина, которая находится внутри гармошки. В каждой гармонике две платы – одна на вдох и одна на выдох. Увидеть их можно только разобрав инструмент.
В каждой такой пластине сделаны прорези, которые пропускают воздух и дают язычкам возможность вибрировать в воздушной струе. Язычки закреплены к плате, они и есть тот элемент, который производит звук в инструменте под названием «губная гармоника».
Плата и язычки подвергаются определённым нагрузкам.
Это вибрация, имеющая переменную интенсивность. Это влажная среда, возникающая благодаря воздуху из лёгких, слюне и конденсату. Это смена температуры. Поэтому свойства материала, из которого изготовлены язычки, будут сказываться на качестве работы инструмента в течение всего времени использования.
Также от материала, конечно же, зависит звучание гармошки и срок её жизни.
Зайдель – это единственный производитель, который производит гармошки с язычками из нержавеющей стали. Но – не только из неё, и об этом важно помнить.
Так чем же отличаются разные материалы?
Нержавеющая сталь не подвержена коррозии и окислению так, как латунь или фосфорная бронза. Это сохраняет гармошку и её игровые кондиции на более длительный срок.
Язычки гармошек Seydel Söhne не расстраиваются, что позволяет экономить на обслуживании и также продлевает срок жизни. Кроме того, эти язычки ломаются реже, чем у других производителей. Этот факт признают все исполнители на губной гармонике и мастера по ремонту и кастомизации.
А ещё у язычков из нержавейки сопротивление и верхний предел нагрузки выше, чем у латунных, что оказывает исключительно положительное влияние на динамический диапазон. Такие язычки лучше сопротивляются воздушному потоку и способны производить более яркий и громкий звук. При этом отклик этих язычков на слабую подачу воздуха такой же, как у латунных. То есть у этих гармошек нет минусов по сравнению с другими, а плюсы – существенные.
Разберём отдельные серии гармошек Seydel Söhne и обсудим отличия между ними.
Для наглядности мы также представили все гармошки на схеме, где показано наследование свойств.
Различия между сериями гармоник Seydel Söhne
1847 Classic
Эта модель является первой серийной моделью гармошек Seydel Söhne с язычками из нержавеющей стали. Из этого материала также изготовлены крышки. Мельхиоровая плата, никелированные винты, кленовая гребенка, прошедшая специальную обработку для долгосрочной эксплуатации. Эта модель – своеобразный эталон, от которого отталкиваются мастера Seydel, изобретая новинки.
1847 Silver
Усовершенствованный вариант 1847 Classic с гребёнкой из полимерного пластика и платами из антикоррозийного нейзильбера. Название Silver, как можно догадаться, и произошло от нейзильбера, который имеет другое название – German silver, то есть «немецкое серебро». В сочетании со стальными язычками технология их изготовления обеспечивает минимальные потери воздуха, что делает инструмент мягким и позволяет легко использовать все его возможности. Кроме того, мастера Зайдель поработали над комфортом для губ и закруглили края крышек.
1847 Noble
Ещё одна версия классической 1847 – на этот раз с гребёнкой из анодированного алюминия. Гармошка имеет больший вес по сравнению с прототипом, поэтому ярче звучит и более увесисто ощущается в руках. Наружные крышки сделаны из того же материала – листа нержавеющей стали, но имеют матовую отделку, чем придают гармошке завершённый благородный облик.
1847 Lightning
С этой новой гармошкой мы делаем ещё один шаг вперёд. Если 1847 была первой гармошкой с язычками из нержавеющей стали, то Lightning – это первая гармошка с полированными язычками и с гребёнкой из того же металла. Максимально стальная гармошка – буквально все её элементы выполнены из одного материала. Это увеличивает вес до 160 грамм и даёт предельный резонанс. Также её отверстия скруглены спереди и широко открыты сзади, что даёт максимальную проекцию звука на аудиторию.
Session Standard
Бюджетная версия гармоники Seydel с латунными язычками, мельхиоровой платой и пластиковой гребенкой. Звучание латуни само по себе более тривиально, но эта модель всё равно привлекает новичков своей доступной ценой. Есть здесь и улучшающее нововведение: это наружные крышки эргономичной формы. Их края подвёрнуты по всему периметру. Такая форма крышек нравится многим исполнителям, особенно имеющим растительность на лице, поскольку их усы и борода имеют меньше шансов застрять в щели под крышкой. Однако, стоит помнить, что не все модели Seydel имеют язычки из нержавеющей стали. И Session Standard – это то самое исключение, нарушающее стойкую ассоциацию «Зайдель=нержавейка».
Session Antique
Недавнее дополнение к серии Session, которое отличается внешним видом. Крышки этих гармошек сделаны из стали в искусственно состаренной отделке «Antique». В остальном они повторяют форму и содержание гармошек Session Standard, включая латунные язычки и закруглённые по периметру крышки.
Session Steel
Среднее арифметическое от 1847 Classic и Session Standard. Стальные язычки, стальные крепления, пластиковая гребенка, эргономичный дизайн крышек. Совокупность всех факторов делает Session Steel отличным выбором для тех, кто хочет приобрести инструмент топового производителя, но ограничен в средствах. Кроме того, производитель явно делает ставку на эту модель: она выпускается в максимальном разнообразии строёв и тональностей. Абсолютный рекордсмен вариативности.
Session Steel Summer Edition
Одна из моделей серии называется Summer Edition. У неё нет фиксированного дизайна: пластиковая гребёнка меняет цвет от сезона к сезону. Карминно-красный, бирюзовый, аквамарин, фуксия, салатовый, хвойно-зелёный – какой достанется вам? С этой гармоникой у музыкантов есть возможность обзавестись редким инструментом ограниченного выпуска, но неизменно ярким.
Orchestra S
Эта модель хотя и называется «Оркестр», предназначена для исполнения мелодий. Отличается она адаптированной настройкой, которая позволяет извлечь все ноты диатонического ряда в диапазоне двух с половиной октав. Ещё одна особенность настройки в том, что тоника находится не на первом отверстии, а на третьем. Это значит, что нижние отверстия добавляют почти что половину октавы. Этот участок диапазона можно использовать для подхода к первой ступени снизу без использования бендов. Это делает Orchestra S максимально удобным солирующим инструментом. А что касается её устройства, то здесь мы видим уже знакомое нам удачное сочетание стальных язычков, плат из нейзильбера и пластиковой гребёнки, на обратной стороне которой даже оставили надпись “Seydel Session Steel”.
Favorite
Ещё один гибридный вариант, вобравший в себя компоненты других успешных моделей. Комбинация базовых материалов взята у 1847 Noble, латунные язычки – у Session Standart, а крышки и общий дизайн – у Session Steel. В результате получаем глубокий и яркий звук, характерный для Noble, но немного более традиционный из-за латунных язычков, и внешнюю копию Session Steel.
Big Six
Здесь мы видим реализацию необычной идеи – компактная гармоника с шестью отверстиями, упакованная в жестяную консервную банку. Язычки из нержавеющей стали как у 1847, деревянная гребёнка и креативная форма выпуска: банку после вскрытия можно сохранить и использовать как резонатор для создания звуковых эффектов. Можно сказать, что за годы своего существования Big Six превратилась в суббренд со своим отдельным фанатским сектором среди игроков на губной гармонике.
Big Six Color
Также модель Big Six выпускается в дополнительной версии Big Six Color с пластиковыми гребёнками, имеющими свой цвет для каждой тональности. Их можно приобрести по отдельности или набором из шести штук.
Solist Pro
Звучание гармошки Seydel Solist Pro с латунными язычками и гребенкой из древесины клёна, изготовленной по той же технологии, что и гребенки модели 1847 Classic, делает данную серию выбором ценителей блюзового саунда. Хотя в представлении другой части сообщества харперов это «не вполне Зайдель», потому что здесь нет так ценимых у этой фирмы стальных язычков. Гребёнка имеет тщательно проработанные скругления вокруг входных отверстий, это даёт музыканту дополнительный комфорт, за который обычно ценят пластиковые гребёнки. К высоким звуковым и эксплуатационным характеристикам добавляются не менее высокие эстетические свойства – стальные крышки искусно отделаны лазером.
Solist Pro 12 Steel
Эта гармошка дополняет перечисленные выше особенности Solist Pro вожделенными стальными язычками, а также имеет расширенный диапазон. Построена она как хроматическая гармоника, но лишённая слайдера. Двенадцать отверстий вмещают три полных октавы, что даёт возможность исполнять любые мелодии и делает инструмент ещё более универсальным. Solist Pro 12 Steel отлично подходит для фолка и блюза. Кроме того, она поможет харперу, который нацелился освоить хроматику и нуждается в плавном переходе с 10-дырочной диатонической гармоники.
В этой статье мы ставили себе задачу охватить только диатонические гармоники, поэтому обзор моделей можно считать завершённым. В своей совокупности эта серия у Seydel Söhne носит название Blues.
Вскользь заметим, что тремоло-гармоники серии Tremolo, октавные Concerto Steel и Club Steel и хроматические модели Volcany, Saxony и De Luxe Steel также оснащены язычками из нержавеющей стали. Это гарантирует им насыщенное, богатое звучание, повышенную прочность и стабильность настройки. Впрочем, об этих особенностях мы уже сказали выше и даже повторили не раз.
Что ещё нужно знать о гармониках Seydel Söhne?
В названиях моделей вы можете встретить новые слова, которых нет в нашем перечне моделей. Если такое произошло, то весьма вероятно, что эти слова относятся не к модели, а к настройке гармоники. Важно не путать одно с другим и учитывать, что описания маркетингового характера часто выдают настройку за особое преимущество. На самом деле это просто особенность, о которой нужно знать.
Разные настройки не подлежат оценке в критериях «хуже-лучше»: они предназначены для разной музыки и разных задач. Вариантам настройки мы, возможно, посвятим отдельную статью. Пока что просто их перечислим.
Итак, какие варианты настройки встречаются у гармоник Seydel Söhne:
Standart Richter
Paddy Richter
Melodic Maker
Circular
Country
Natural Minor
Harmonic Minor
PT-half-valved Richter или PT-Gazell
Major Cross
EDharmonica
Wilde Rock
Wilde Minor
Big Six Blues
Big Six Folk
Кроме типа настройки все гармоники также различаются по своей тональности.
Чем тональность отличается от настройки?
Это похожие термины, но они не должны сбивать вас с толку.
Говоря простым языком, настройка, типы которой мы назвали выше, – это схема, по которой ноты на разных отверстиях гармоники соотносятся между собой. Имея отправную точку, эту схему можно построить на любой высоте. Это похоже на построение фигуры на координатной плоскости: мы знаем принцип этого построения, но нам нужна точка начала координат.
Это и делает тональность: она говорит о том, какая нота будет базовой. И уже от этой базовой ноты строится весь остальной звукоряд.
У большинства гармоник базовая нота извлекается на первом отверстии в направлении на выдох.
Можно было бы сказать «у всех», но и здесь нас ждут нюансы. Напомним, что при «оркестровой» настройке базовая нота тональности (тоника) находится не на первом отверстии, а на третьем. А два отверстия с левой стороны заняты более низкими звуками. Это даёт возможность играть мелодии, которые требуют подхода к звуку тоники со стороны нижнего регистра, и эту настройку мы описывали выше у модели Orchestra S.
При этом число отверстий чаще всего остаётся привычным для музыканта, который играет на 10-дырочной гармонике. Исключением является модель Solist Pro 12, имеющая 12 отверстий – при этом два нижних заполняют тот же отрезок диапазона, что и у модели с оркестровой настройкой.
Кроме того, у двух гармоник может совпадать тип настройки и тональность, но они всё равно будут разными и звучат будут на разной высоте.
Это возможно, если звучание инструментов отличается на целую октаву.
Существует два направления для этого отклонения – вверх и вниз. Об этом свидетельствуют индексы в названии гармоники: H значит “high” – высокая, L значит “low” – низкая. Например, в индексе LC зашифрована тональность «низкий до-мажор», а HF# – это «высокий фа-диез-мажор».
Наконец, для дополнения картины скажем, что отдельные модели гармоник выпускаются в тональностях LL, их звучание понижено сразу на две октавы. Таким инструментам для извлечения низких звуков уже требуются более толстые язычки, утолщённая гребёнка и увеличенные резонансные камеры. Seydel производит такие гармоники в сериях 1847 Classic и 1847 Noble.
В частности, 1847 Classic LLE считается самой низконастроенной диатонической гармоникой в мире. Её можно назвать «басовой» по аналогии с низким мужским голосом. Этот термин, однако, не является её официальным названием.
В нашей статье вы изучили модельный ряд губных гармоник Seydel Söhne. Узнали, что разные гармоники отличаются между собой конструкцией, материалами, настройкой и тональностью, а также высотой звучания. Используя эти знания, вы сможете максимально точно подобрать губную гармонику под любую исполнительскую задачу.
Кроме того, вы сможете расширить палитру своего звучания вне зависимости от того, играете ли вы соло или в группе, на живых выступлениях или на записи в студии.
Гармоники Seydel Söhne – отличный способ быть в музыке лучше, богаче и разнообразнее. Мы желаем вам применить эти знания на пользу и всегда получать удовольствие от игры!
- Комментарии