Гобои Greenline от Buffet: держитесь зеленой линии
Двухэтажный пригородный поезд выползает из парижского Вокзала Святого Лазаря за несколько минут до восьми утра. Направляясь на запад, параллельно Сене, он проезжает мимо домиков с крутыми выгнутыми крышами и слуховыми окнами, затем мимо пригородных многоквартирных блоков, которые возвышаются, чтобы встретиться с мрачными серыми облаками дождливого осеннего утра. Извергнув большую часть своих пассажиров на большом автомобильном заводе, поезд доставляет меня в пригород Ман-ла-Вилль, примерно в пятидесяти километрах от центра Парижа. Имея несколько минут в запасе, я спасаюсь от дождя в маленьком бистро и согреваюсь горячим шоколадом с пушистой пенкой и большим ликером, прежде чем совершить короткую прогулку на фабрику, принадлежащую Buffet Crampon.
Двухэтажный пригородный поезд выползает из парижского Вокзала Святого Лазаря за несколько минут до восьми утра. Направляясь на запад, параллельно Сене, он проезжает мимо домиков с крутыми выгнутыми крышами и слуховыми окнами, затем мимо пригородных многоквартирных блоков, которые возвышаются, чтобы встретиться с мрачными серыми облаками дождливого осеннего утра. Извергнув большую часть своих пассажиров на большом автомобильном заводе, поезд доставляет меня в пригород Ман-ла-Вилль, примерно в пятидесяти километрах от центра Парижа. Имея несколько минут в запасе, я спасаюсь от дождя в маленьком бистро и согреваюсь горячим шоколадом с пушистой пенкой и большим ликером, прежде чем совершить короткую прогулку на фабрику, принадлежащую Buffet Crampon.
Я встречаюсь здесь с Керифом Туати, возглавляющим отдел технических исследований и развития Buffet Crampon, – выдающимся гобойным мастером, который работает в Buffet уже много лет. Кериф встречает меня на ресепшн, и мы направляемся сквозь фабрику инструментов в его офис и мастерскую, где два технических специалиста уже погружены в работу. Пока Кериф занят моим гобоем, мы беседуем о необычном материале, из которого он изготовлен.
Я впервые познакомился с Greenline во время посещения фабрики Buffet Crampon в 1995 году. Они запустили производство новой профессиональной модели гобоя в 1991-м, и я приобрел один из первых инструментов. Я был так доволен своим гобоем, что приехал на фабрику выбрать себе второй. Наряду с ассортиментом традиционных гобоев из гренадиллового дерева там были несколько инструментов, сделанных из нового синтетического материала, который на Buffet окрестили Greenline. Производство гобоев Greenline началось всего лишь годом ранее, в 1994 году, и Кериф объяснил, что одним из достоинств этого материала является его устойчивость к появлению трещин.
На первый взгляд не было ничего, что позволило бы отличить его от традиционного гобоя из дерева, за исключением характерной эмблемы на раструбе. Однако при более близком осмотре обнаружилось показательное отсутствие волокон в материале. Я был очень впечатлен, поиграв на гобоях Greenline, но в той ситуации выбрал прекрасный деревянный инструмент, который до сих пор у меня. Однако, семя было посажено.
Кульминация для меня наступила во время внезапного похолодания в ноябре 2002-го, когда я играл с Национальным оркестром BBC Уэльса, хором и солистами под управлением покойного Ричарда Хикокса. Мы работали над трехдневным телевизионным проектом – записывали ораторию Берлиоза «Детство Христа» в откровенно прохладном соборе в Кардиффе. К концу второго дня оба моих деревянных гобоя дали в холоде трещины. Ремонт подручными средствами с использованием замазки и применение множества неудобных перекрестных аппликатур позволили мне пережить финальные сессии, но с учетом перспективы записывать концерт "L’Horloge de Flore" (Концерт Ж. Франсе «Цветочные часы» - прим. перев.) в следующем месяце, я нуждался в полностью рабочем гобое – и срочно!
По удачному стечению обстоятельств я сразу позвонил британскому представителю Buffet Crampon, который сообщил, что они только что заказали шесть гобоев Greenline английской системы на свою Уотфордскую фабрику, и я мог бы приехать на следующий день и забрать наиболее понравившийся инструмент.
Вначале я намеревался использовать гобой Greenline в качестве запасного, ведь мои деревянные гобои были отремонтированы, но мне очень понравился звук и отзывчивость моего нового инструмента. На самом деле, я быстро осознал, что это был инструмент, во многих отношениях превосходящий деревянные, и не только по той причине, что у них практически исключался риск появления трещин.
Первые гобои Greenline были выпущены в 1994 году. Greenline – это композитный материал, содержащий частицы дерева Гренадилла – хотя точные детали производства остаются тайной за семью печатями. Ему придают форму твердого цилиндра, а затем обрабатывают точно так же, как и традиционные гобои. В цилиндре высверливают канал, затем его вращают и обтачивают на токарном станке с программным управлением для получения правильной внешней формы каждого колена. После полировки высверливают тональные отверстия, нарезают резьбу для крепления стоек и, наконец, канал расширяется, шлифуется и полируется. Когда шиповое соединение колен готово, стойки, которые будут держать механику, вкручиваются на свои позиции.
В другой части фабрики металлические компоненты механики штампуют из больших листов сплава никеля, меди и цинка при помощи больших механических пробойников, которые придают материалу необходимую форму. Затем заготовки проходят пайку серебром и ручную доводку. Готовые клапана погружают в большие пузырящиеся емкости с химическими веществами, где гальваническим способом покрываются сначала слоем меди, а затем – серебра. Подушки устанавливаются вручную, и потом команда технических специалистов производит окончательную сборку, устанавливая и настраивая клапана, подушки, пробки, пружины и винты – детали полностью сбалансированного механизма.
Небольшая команда профессиональных исполнителей тестирует гобои, и Кериф осуществляет последнюю настройку в отношении интонации, канала и механики. На этом этапе становится очевидным одно из отличий Greenline от гренадилла: поскольку Greenline более стабилен и предсказуем, чем натуральное дерево, в производственном процессе бывает меньше вариаций, что приводит к заметному постоянству в инструментах. В то время как он сохраняет схожие с натуральным гренадилловым деревом акустические свойства, Greenline плотнее: развертки должны быть сделаны из карбида вольфрама, чтобы справиться с более твердым материалом. Также доказана необходимость незначительной модификации канала и нескольких тональных отверстий, направленная на то, чтобы воспроизвести звуковые качества деревянной модели.
Как гласит название Greenline, материал также обеспечивает эффективное использование гренадилловой древесины, частицы которой являются побочным продуктом производства традиционных деревянных инструментов. Гренадилла инструментального качества в дефиците и обходится очень дорого: машинное производство раструбов для кларнета особенно проблематично, так как изгиб раструба обрезается прямо поперек волокон дерева, в результате чего около 20% заготовок приходится отсеивать. Но на Buffet эти отбракованные раструбы вторично перерабатываются, являясь основным источником материала для Greenline.
Приблизительно 80% гобоев, продаваемых Buffet сегодня, сделаны по технологии Greenline, и они пользуются спросом по всему миру. Современная жизнь музыканта жестко обходится с инструментом. Мой гобой в течение многих лет нуждается в меньшем обслуживании, чем традиционный, – несмотря на суровые условия студий с кондиционерами, холодные площадки для выступлений, уличные концерты, длительные перелеты и продолжительные гастрольные туры в разных климатических условиях. Благодаря сочетанию современных технологий с традиционным мастерством, Buffet действительно создали инструмент, идущий в ногу с музыкальной жизнью XXI века.
Дэвид Коули- Комментарии