Барочный смычок – чем и почему он отличается от современного
Статья о барочном смычке рассказывает, как он изменился за время своего существования и чем отличается от современного. Также вы узнаете, для чего вам может быть нужен барочный смычок, если вы играете на скрипке сегодня.
Современный смычок с точки зрения истории развития музыкального искусства появился сравнительно недавно – во второй половине XVIII века – как результат огромного количества экспериментов знаменитого французского мастера Франсуа Турта. Собственно, все современные смычки так и называются – туртовские смычки, или смычки Турта.
Франсуа Ксавье Турт. Гравюра Ж. Фрея, 1818 г.
Однако, какими же смычками играли раньше?
Мы не будем углубляться в историю ещё глубже и рассказывать, как и кому пришла идея на заре человечества натянуть пучок конского волоса на согнутую палку и провести этим приспособлением по натянутой веревке; не будем также отдельно останавливаться на лукообразных смычках, которые использовались на протяжении Средних веков.
Барочный смычок – главный герой нашей сегодняшней статьи.
На протяжении XVII и XVIII веков музыкальная мысль сильно изменилась: развивалась так называемая светская музыка, появилось большое количество новых жанров и направлений, что в свою очередь отражалось и на поисках новых звуков, интонаций и мелизмов.
Всё это естественным образом повлияло на эволюцию музыкальных инструментов: семейство виол постепенно отходит на второй план, появляется барочная скрипка и барочная виолончель.
Барочные смычки обычно практически прямые или слегка выгнутые наружу. Также, по сравнению с современными смычками, для смычков периода барокко использовалось другое дерево.
Так, если туртовские смычки обычно изготавливаются из бразильского дерева или фернамбука, то трость барочного смычка практически всегда производится из более плотного, крепкого и тяжелого змеиного дерева.
Отличаются и носики смычков: нам всем известен вид носика смычка Турта, а у барочных смычков профиль носика в более раннее время напоминал щучью голову, а позднее стал популярен более элегантный носик в виде лебединого клюва.
Сверху вниз: носики смычка Турта, позднего барочного («лебединый клюв»), раннего барочного («щучья голова»).
В целом смычки претерпели больше изменений в период барокко, чем скрипки. Смычки начала XVII были универсальными, то есть одним смычком можно было играть как на инструменте семейства виол, так и на инструментах семейства скрипок. Такие смычки были более короткими и лёгкими. По мере развития музыкального исполнительства, уже во времена Вивальди и Корелли возникла потребность в более длинных смычках, которые лучше подходили бы для исполнения длинных певучих нот.
Именно по причине стремления к более длинному и плавному легато в середине XVIII века был введён внутренний изгиб трости смычка.
Еще одно революционное новшество в построении смычков также возникло в период барокко: это появление в колодке винта, позволяющего регулировать уровень натяжения волоса. Ранее колодка смычка не была едина с тростью, а являла собой отдельную часть, прикреплённую к трости посредством проволочной петли. И эта петля, в свою очередь, надевалась на металлическую зубчатую полоску (кремальер), прикреплённую к задней части смычка.
Таким образом и регулировалось натяжение волоса. Винтовой механизм натяжения волоса впервые упоминается в описи французского магазина лишь в 1747 году.
Сверху вниз: смычок с колодкой из петли и кремальера, смычок с винтом внутри колодки.
Музыка барокко, как и техника её исполнения, долгое время пребывала в забвении. Лишь с возобновлением интереса к этой музыке появились и вполне закономерные вопросы: каким был звук, какие использовались нюансы исполнения и штрихи и, наконец, на каких инструментах и какими смычками такую музыку играли.
Сегодня, благодаря огромному объёму труда, ответы на эти вопросы нашлись, и мы можем услышать замечательное исполнение ранней музыки на различных музыкальных фестивалях, а в музыкальных образовательных учреждениях появляются факультеты исторического исполнительства.
Казалось бы: такая сугубо техническая вещь, как смычок; всего лишь посредник между двумя гениями – гением скрипичного мастера и гением исполнителя. Но, как выяснилось, именно благодаря смычку мы можем играть на скрипке так, как хотим. Можем использовать всё богатство музыкальной палитры. И именно развитие смычка, его эволюция неразрывным образом связана с развитием скрипичного исполнительства и музыки для скрипки в целом.
- Комментарии